Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет!
Шота Руставели
Проект «Смой зло с сердце своего»
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и без духовности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ без духовности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее.
Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.
Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.
Одно из направлений проекта – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта |
Смой зло с сердце своего |
|
Автор проекта |
Все педагоги |
Реализаторы проекта |
воспитатели и узкие специалисты МБДОУ детский сад «Колокольчик» |
Вид проекта |
Комплексный |
Тип проекта |
социально-личностный, общественно-полезный, практико-
ориентированный, среднесрочный |
Цель проекта |
Формировать первоначальные представления о нравственных чувствах и эмоциях. Формирование стремления быть доброжелательным и отзывчивым. |
Краткое содержание проекта |
Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала.
. |
Место проведения |
МБДОУ детский сад «Колокольчик» село Арбаты |
Сроки проведения |
7 месяцев |
Количество участников проекта |
30 человек (из них: 24воспитанника, 4 педагога, мл. воспитатель) |
Возраст детей |
от 4 до 7 лет |
|
Форма проведения |
регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня |
Ожидаемые результаты |
Развитие игровой деятельности на основе сотрудничества; формирование уважительного, внимательного, теплого отношения к детям детского сада, сформировать у детей уважение к окружающим людям и миру в целом, через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков. Научить способам выражения агрессивности в приемлемой форме, научиться приемам саморегуляции, умению владеть собой, формирование симпатии, доверия к людям. |
План реализации проекта |
1этап Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
2 этап Разработка проекта.
3 этап Выполнение проекта.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Провести работу с родителями.
4 этап. Презентация проекта.
Выставка книжек-малышек «Мои добрые дела»
5 этап. Определение задач для новых проектов. |
Перспективное планирование
|
Мероприятия |
Цель |
Март |
Рассматривание работа с альбомом «Правила поведения дошкольника»
Ситуативная игра-история «Случай в малине»
Чтение: Осеева «Добрые слова»
Беседа «Добрые слова», хорошие манеры.
Просмотр мультфильмов «Сказка про доброго носорога»
Д/И: «Мост дружбы», «Солнце».
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки». |
Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
Воспитывать умение оценивать поступки окружающих; воспитывать умение замечать негативные поступки в жизни и литературных произведениях;
Побуждать детей к положительным поступкам и делам, воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей; |
Апрель |
Создание «Сундучка добрых слов»
Открытки для папы и мамы (аппликация с элементами рисования)
Психотренинг «Добрые ладошки»
Беседа «Будем делать добро»
Просмотр мультфильмов «Чудовище», «Уроки доброты от тетушки совы»
Чтение :В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», «Просто старушка» В.Осеева
Другие виды: Д/И «Дополни рисунок»Добрые слова дедушке и бабушке.
Ситуативная игра-история «Помощь бельчонку»
П/И «Волшебный стул» |
Уточнить понятие детей о хороших и отрицательных поступках, воспитывать умение давать критическую оценку поступкам, воспитывать внимание и положительное отношение к красивым поступкам чувство осуждения отрицательных проявлений в поведении окружающих воспитывать желание проявлять положительное качество жизни. Упражнять детей выражать свои мысли законченными грамматическими правильными предложениями, воспитывать выразительность речи. |
Май |
Чтение: ненецкая сказка «Три сына», «Самое страшное» Е.Пермяк
Беседа «Что такое дружба?»
«Как и чем можно порадовать близких»
Просмотр мультфильмов «Как ослик счастье искал»
Слушание музыки:Барбарики «Доброта»
Другие виды: Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо»«Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?» |
Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном. |
Июнь |
Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела»
Помогаем малышам
Учить малышей одеваться на прогулку
Психотренинги«Наше настроение», «Улыбнемся друг другу»
Беседа: «Как мы можем порадовать близких?»«Как мы можем позаботиться о старших»
Чтение:Е.Серова «Нехорошая история»«Волшебное слово» В.Осеева.
Другие виды: Д/И «Школа вежливости»«Цветок добрых дел»
Слушание музыки «Доброта» (м/ф про Фунтика)
Просмотр мультфильмов: «Уроки доброты от тетушки совы» |
Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. |
Литература:
· Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
· Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
· Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.
· Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
· Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
· Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
· Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
· Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.